@ARTICLE{26543118_147136109_2015, author = {А. В. Чащухин}, keywords = {, советская школа, сталинизм, политический язык, дискурс, габитус, инспекторучитель}, title = {«Отсутствие цели урока ведет к безыдейности в преподавании истории». Габитус и дискурс работников отделов народного образования начала 1950‑х годов}, journal = {Вопросы образования}, year = {2015}, number = {1}, pages = {234-251}, url = {https://archive_vo.hse.ru/2015--1/147136109.html}, publisher = {}, abstract = {Чащухин Александр Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь). Адрес: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38. E-mail: alexandr-pstu@mail.ru Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949-1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом народного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.}, annote = {Чащухин Александр Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин НИУ ВШЭ (Пермь). Адрес: 614070, г. Пермь, ул. Студенческая, 38. E-mail: alexandr-pstu@mail.ru Рассматриваются особенности габитуса и речевых практик работников отделов народного образования поздней сталинской эпохи. Эти люди зачастую оказываются «невидимыми» для исследователей школьной системы, традиционно фокусирующих свое внимание на изучении педагогов и школьников. Между тем именно инспекторы и заведующие роно и облоно, методисты и преподаватели институтов повышения квалификации, партийные функционеры, курирующие вопросы образовательной политики, осваивали и производили дискурсы, которые не просто были основой официальной отчетности: их речевые практики транслировались на школу, структурировали картину профессионального мира педагогов. В исследовании используются материалы проверки, организованной в 1949-1950 гг. по инициативе обкома партии Молотовским (Пермским) областным отделом народного образования. Проверяющих интересовало состояние преподавания двух школьных предметов, ответственных за идеологию: истории и Конституции СССР. Анализируются способы использования политического языка в профессиональной педагогической сфере, реконструируются механизмы оценивания работы школьного учителя и практики, под воздействием которых формировался габитус педагога-эксперта в системе образования.} }